Super Audio CD HD DVD Blu-ray DVD-Audio

Форматы высокой четкости

Новости и информация об аудио и видео форматах
высокой четкости: Blu-ray, HD DVD, SACD, DVD-Audio


Rambler's Top100

Основатель музыкального лейбла 2L предрекает технологии Blu-ray блестящее будущее

2008-08-19 18:00 |

Беседа с основателем 2L Records Мортеном Линдбергом о многоканальных аудио-форматах высокой четкости Super Audio CD, DVD-Audio и Blu-ray в этой роли.

2L

Аудиофилы всегда находились и находятся в непрестанном поиске совершенства, бесконечной погоне за аудиоблаженством. Со времени появления CD в 1984 в среде аудиофилов не стихают споры о том, превосходит или нет цифровая запись аналоговую, которую пытается вытеснить. Похоже, как минимум в одном большинство аудиофилов в конце концов нашли нелегкий консенсус: CD, сочетающий в себе низкий уровень сэмплирования (sampling rate) и низкую глубину бита (bit depth), еще требует усовершенствований как музыкальный носитель.

SACDНаконец надежда появилась в виде Super Audio CD (SACD или SA-CD), а чуть позднее DVD-Audio (DVD-A). У обоих форматов гораздо более высокий уровень сэмплирования, чем у CD, при этом SACD использует абсолютно новый принцип – Direct Stream Digital (DSD), 1-битный поток на частоте 2,88 МГц, а DVD-A вообще достигает 192 КГц/24 бит в стерео и 96 КГц/24 бит в многоканальном варианте. Оба формата предложили многоканальные возможности, и оба достигли гораздо более высокого разрешения, чем 44,1 КГц/16-битный стандарт CD.

Но увы, вскоре надежды, что один из этих форматов заменит CD на рынке, улетучились. Ни одному из них не удалось тех позиций, которые занимает CD. Тому была масса причин, и не последнее место среди них занимает война между двумя этими форматами, а также неутихающие споры среди аудиофилов о том, какой же лучше. Сторонники новой технологии DSD заявили, что использующие ее SACD звучат более “правдиво”, более “аналогово”, в то время как технология PCM (Pulse-code modulation) имеет преимущество в динамическом диапазоне и большую поддержку как на профессиональном, так и на потребительском рынках, к тому же с ней проще работать в том, что касается обработки сигнала.

SACDТакже следует учитывать меняющийся рынок, который был ориентирован на низкокачественные сильно ужатые и потому быстрее скачиваемые файлы, популярности которых поспособствовали огромный успех iPod от Apple и бесплатные (читай: незаконные) файлообменники. Звукозаписывающие лейблы без энтузиазма поддерживали оба формата, зачастую переиздавая все ту же нестареющую классику и иногда делая один-два новых релиза, а затем попросту прекращая их выпуск.

Тем не менее, появление SACD можно назвать громким. Он занял нишу для аудиофилов, делая упор на классику и джаз и иногда переиздавая поп-роковые записи от бутиковых лейблов, таких как Mobile Fidelity Soundlabs, или переиздавая альбомы ведущих музыкантов, например, недавно завершенное в Великобритании переиздание “Depeche Mode”: на SACD+DVD от Mute или подобная же серия Genesis, также в Англии, которая увидит свет в конце этого года. Но это капля в море, вряд ли аудиофилы рассчитывали на такой скудный ассортимент.

Сейчас, с появлением Blu-ray дисков, у аудиофилов вновь затеплилась надежда, что будет аудиоформат высокого разрешения, который заменит CD и будет иметь многоканальный вариант и многое другое. Индустриальная группа Nine Inch Nails стала одной из первых, кто воспользовался преимуществами нового формата. Они выпустили через интернет инструментальный альбом “Ghosts Volume 1 – IV”, а также два издания полного альбома на аудиодисках Blu-ray с качеством 96КГц/12бит. Но вновь на передовую линию новой технологии выступили классические лейблы.

Surround Records выпустила два наименования на аудио-Blu-ray с многоканальным звуком, а недавно на рынке Blu-ray появилась норвежская 2L (Lindberg Lyd) со своим первым релизом Divertimenti, двухдисковым аудиогибридом – SACD+Blu-ray.

Lindberg Относительно новая по меркам классической индустрии компания, 2L фокусируется на современной музыке родной Норвегии, а их многоканальные SACD бросают вызов традициям, предлагая агрессивные миксы, на полную использующие все каналы дискретно вместо того, чтобы использовать их лишь для создания пространства. Молодой основатель 2L Мортен Линдберг любезно согласился дать Big Picture Big Sound интервью, чтобы мы могли получше узнать его компанию и их планы относительно релизов на Blu-ray. Перед вами предстанет человек, испытывающий страсть к звуку, волнующийся о будущем высококачественной музыки и с осторожным оптимизмом смотрящий на жизнеспособность Blu-ray как аудиоформата. Ниже приводится интервью, которое я взял у мистера Линдберга.

Big Picture Big Sound: Я заметил, что 2L гордится наследием Норвегии и старается делать записи в различных местах своей страны. Не могли бы вы рассказать, в чем преимущества записи звука именно в Норвегии?

Morten Lindberg: Мы предпочитаем записывать звук в различных акустических пространствах: больших концертных залах, церквях и соборах. Именно здесь получается наиболее утонченный звук. Качество, которое мы ищем в больших помещениях, необязательно обусловлено большим уровнем реверберации, а скорее открытостью из-за отсутствия вблизи стен, отражающих звук. Исключительно тихие и спокойные места отличают Норвегию и другие скандинавские страны. Расслабленная атмосфера во время записи способствует концентрации.

Divertimenti Blu-rayBig Picture Big Sound: По альбому “Divertimenti” заметно, что вы стараетесь найти чистый, но при этом смелый звук. Является ли это основной философией 2L? И еще: не могли бы вы рассказать, как принимаются решения о том, в каком месте записывать тот или иной проект?

Morten Lindberg: Создать объемную и красивую запись – это путь наименьшего сопротивления. Гиперзадачей является поиск тонкой грани между непосредственным контактом и открытостью. По-настоящему хорошая запись должна быть способна физически влиять на слушателя. Этот основной элемент производства аудио определяет поиск верного места для конкретного репертуара, а баланс расположения микрофонов и музыкантов взаимозависимы и тоже определяются местом. Планирование и обсуждение с музыкантами создают атмосферу доверия, взволнованности и чувство сопричастности, которые передаются на запись.

На чем мы настаиваем во время записи – это время. Обычно у нас уходит от четырех до шести дней на 60-минутный репертуар. К чести музыкантов необходимо сказать, что дело не в том, чтобы они все правильно сыграли, а в том, чтобы правильно передать настроение и объем. В большинстве проектов весь первый день уходит на то, чтобы адекватно переложить объем полутора тысячного зала на объем вашей комнаты. Трудность заключается в том, чтобы снизить громкость, сохранив интенсивность и энергию и избежав назойливости. На сегодня не существует способа точного воспроизведения ощущений, получаемых при посещении живого концерта. Вот здесь и вступает в дело искусство иллюзий. Как инженерам звукозаписи и продюсерам необходимо сделать точно то же, что делает любой хороший музыкант – интерпретировать музыку и замысел композитора и приспособить для этого звуковые средства”.

Big Picture Big Sound: Когда вы основывали свой лейбл, вы сразу намеревались выпускать записи в объемном звучании или это пришло с появлением SACD?

Morten Lindberg: Когда я начинал инженером звукозаписи в 1990, в классической музыке еще не было акцента на объемное звучание. Лишь с появлением SACD перед нами открылись эти блестящие перспективы. Объемный звук дал нам возможность реализовать глубину и пространственное разрешение, которое мы испытывали на сцене во время концерта, но не могли воспроизвести на стерео.

Big Picture Big Sound: В отличие от большинства классических лейблов вы записываете и сводите многоканальные программы в дискретной манере, на полную используя весь потенциал каналов. Что заставило вас уйти от обычной философии классического многоканального микса, при котором каналы используются лишь для создания объема?

Morten Lindberg: Какой отказ от возможностей! Концепция “задние динамики только для объема” питает углеводом упорные претензии стереофилов. Когда дело касается записи соло-инструментов, многие консерваторы заявляют, что объемный звук ничего не может добавить к стерео. Может быть, это и так в случае с традиционными сухими “синтетическими” студийными записями. Для нас же все дело не столько в самом объекте, сколько в пространстве, в котором играют инструменты. В реальной жизни фортепиано – это не точечный источник звука, это трехмерная скульптура, и объемный звук – наш инструмент для того, чтобы слушатель ощутил это. Один пожилой норвежский журналист HiFi недавно посетил нашу студию. Перед прослушиванием я объяснил ему, как мы записывали Моцарта, расположив оркестр по кругу, где музыканты сидели лицом к лицу, а слушатель находился в центре. Он поднялся с кресла и хотел уйти. Я упросил его остаться – и он просидел три часа, а когда уходил, сказал: “Теперь мне надо пойти домой и написать статью с извинениями перед читателями за то, что я тридцать лет вводил их в заблуждение. Действительно стоящая вещь – это многоканальный звук”.

Blu-ray DiscBig Picture Big Sound: В вашем релизе на Blu-ray “Divertimenti” вы используете на только несжатый РСМ при 192 КГц/24бит, но и оба новых аудиокодека Dolby TrueHD и DTS-HD MA – что привело вас к этому? Было ли это сделано лишь для того, чтобы дать аудиофилам возможность сравнить различные опции высокого разрешения, или вы и остальная команда 2L считаете, что есть слышимая разница между этими форматами? И есть ли у вас предпочтения между выпуском на SACD и Blu-ray?

Morten Lindberg: Blu-ray – первый в истории домашний формат, объединяющий видеоряд и музыкальный звук с одинаково высоким качеством. Преимуществом Blu-ray является высокое разрешение для аудио и удобство, так как теперь один плеер может воспроизводить музыку, фильмы, DVD и традиционные CD. Я лично предпочитаю крайне высокое разрешение PCM, нежели DSD. Все варианты разрешений, которые есть в “Divertimenti”, конвертированы из одних и тех же файлов DXD. Сравнив их в студии, мы обнаружили лишь незначительное отличие от DXD (24бит/352,8КГц) в диапазоне от 192КГц до 96КГц. Очевидное ухудшение наблюдается от 96 до 48КГц. Мне кажется, что DSD, как оно представлено на SACD, несколько отличается по цвету от DXD и 192КГц РСМ, каким-то загадочным образом DSD мягче и красивее, но в нем меньше деталей.

DTS-HD Master AudioНа DXD передано все великолепие оригинального аналогового источника прямиком через микрофоны. По моему мнению, РСМ, перекодированное в DTS Master Audio и DD True HD незначительно отличается от оригинальных 192КГц. Наиболее очевидное снижение, конечно же, 48 КГц средцевина, извлеченная из DTS. А обязательный Dolby Digital 48КГц звучит просто ужасно.

Наш “Divertimenti” на 100% соответствует официальным спецификациям Blu-ray. В отличие, к сожалению, от плееров. Из-за уровня в 192 КГц в многоканальном звуке, не все плееры обладают процессорами, способными декодировать сигнал, отсюда “срезанные углы”. PlayStation3 – один из аппаратов, оборудованный всем необходимым для любых форматов. Думаю, все будущие модели плееров Blu-ray будут соответствовать стандартам. Большинство производителей запускают следующее поколение плееров через три-пять месяцев. Вслух они не говорят об этом, так как им еще надо распродать старые модели. Ждите неожиданной атаки в августе-сентябре: мощность увеличится вдвое – за полцены! Новым моделям будут соответствовать новые ресиверы с HDMI v1.3, значительно облегчающим декодирование и совместимость.

Big Picture Big Sound: Диски Blu-ray допускают 7.1 каналов высокого разрешения, при 192КГц/24бит аудио. Собираетесь ли вы перейти на 7.1 вместо 5.1?

Morten Lindberg: Сейчас мы производим Blu-ray и SACD одновременно, но я не вижу препятствий для перехода на 7.1, если они будут совместимы с 5.1.

Big Picture Big Sound: Каким вам видится будущее Blu-ray как аудиоформата? У него безусловно большой потенциал как у мультимедийного и интерактивного формата – собираетесь ли вы больше использовать его интерактивные функции и будете ли выпускать Blu-ray аудиодиски отдельно, то есть не в составе гибридных SACD или CD?

Morten Lindberg: Наши преданные покупатели SACD важны для нас, и мы будем продолжать обеспечивать их продукцией. Когда-нибудь в будущем мы, возможно, дополним Blu-ray службами загрузки, с поддержкой Profile 2.0. На сегодняшний день мы предоставляем возможность загрузки как стерео, так и многоканальных FLAC с качеством 24бит/96КГц.

Big Picture Big Sound: Работает ли 2L над какими-либо проектами в формате Blu-ray, которые вы бы хотели прокомментировать?

Morten Lindberg: Все, над чем мы работаем сейчас, может быть вскоре выпущено в формате Blu-ray. Сомнения вызывают лишь цены, которые на данный момент на “голливудском” уровне. Музыкальный бизнес не имеет такой выручки, как киноиндустрия. Обязательная защита авторских прав, которая на самом деле нам не нужна, – еще одно препятствие в астрономических взносах, взимаемых AACS. Но я многого жду от Blu-ray, через год стоимость производства должна быть на уровне нынешней стоимости производства DVD, что позволит даже маленьким лейблам, вроде 2L, выпускать Blu-ray в качестве стандартного носителя.

От себя лично и от всего коллектива Big Picture Big Sound хочу еще раз поблагодарить Мортена Линдберга за то, что он нашел время ответить на наши вопросы. А также призываю всех, у кого есть плееры для Blu-ray, приобрести альбом “Divertimenti” – вы не будете разочарованы ни звуком, ни исполнением. Надеюсь, что 2L продолжит выпускать подобные чудесные записи, а за ними последуют и другие лейблы. Самое время для Blu-ray как аудиоформата высокого разрешения занять доминирующее положение на рынке, вытеснив CD.

Брэндон А. ДюХамель, Big Picture Big Sound

Темы: , , , , , ,

Комментарии

Оставить комментарий

Реклама
Тут может быть ваша реклама!